Четыре имени в поэзии Серебряного века Четыре поэта, разные и по характеру творчества, и по степени дарования…
Аделаида Казимировна Герцык (16 февраля 1874-25 июня 1925)
Творческий феномен Аделаиды Герцык
«Стихийная» лирика как характерный пример русского символизма
«И в каждый миг совершается чудо…» Любовь…
Счастье
София Яковлевна Парнок (Парнох) (30 июля 1885 – 26 августа 1933)
«Она умела оживлять стертые клише»
«Родина души» Парнок - Судак
Поликсена Сергеевна Соловьева (20 марта 1867 – 16 августа 1924). Неповторимое лицо Серебряного века
Автограф стихотворения П.Соловьевой «Власть дождя». Из альбома П.Соловьевой (Пушкинский Дом)
Крым, хоть и любимый, стал для нее местом «заточения». Еще летом 1916 г. Соловьева приехала в Коктебель, но задержалась здесь
Большая часть сборника «Последних стихов» написана в крымские годы…
Черубина де Габриак – блистательная мистификация в русской культурной жизни начала 20 века
«Я иногда стала думать, что я – поэт»…
«У меня странная душа…»
«Вспомнит со временем кто-нибудь, верь, и нас…(Сафо)
Презентация подготовлена по материалам исследований Е.А.Калло и Т.Н.Жуковской
1.83M
Категория: ЛитератураЛитература

Четыре имени в поэзии Серебряного века

1. Четыре имени в поэзии Серебряного века Четыре поэта, разные и по характеру творчества, и по степени дарования…

«Вспомнит со временем ктонибудь, верь, и
нас…»(Сафо).
«Мы не будем слагать книги
пророчеств, стеречь пламя, мы сами сгорим»
(А.Герцык).
«Это поэты, чьи тексты на
сегодня либо малодоступны
читателю, либо вовсе
неизвестны» (Е.Калло)
«Мы – последний цвет,
распустившийся под
солнцем Пушкина,
последние, на ком еще
играет его прощальный
луч…»(С.Парнок)
Аделаида Казимировна
Герцык (1874-1925)
София Парнок (София
Яковлевна Парнох)
(1885-1933)
Поликсена Сергеевна
Соловьева (1867-1924)
Черубина де Габриак
(Елизавета Ивановна
Дмитриева) (18871928)
«Кого Я люблю, тех
обличаю и
наказываю» (Отк.3, 19,
Апокалипсис)

2. Аделаида Казимировна Герцык (16 февраля 1874-25 июня 1925)

«Если бы это пришло
ранее, это вознесло бы ее
Бог знает куда…»
(Б.Пастернак)
«Дух ее книги заключается
в попытке
мифологизировать
повседневность, жизнь во
всех ее проявлениях,
превратить тусклый камень
в сверкающий бриллиант»
(В.Крейд).
«Любимые образы Герцык
берут начало на
пересечении символизма и
фольклора…» (В.Крейд).
«В поэзии Герцык явлена
божественная благодать,
посетившая ее еще в
земной жизни» (Е.Калло).
Аделаида Герцык. Конец
1890-х годов.

3. Творческий феномен Аделаиды Герцык

Прозаик. Автобиографическая проза (циклы «О том, чего не
было» (1911), «Мои романы» (1913), «Мои блуждания»,
(1915)); «Подвальные очерки» («своеобразные эскизы к
психологическим портретам людей, с которыми столкнулась
поэтесса в период заключения
», - Э.Корпала –Коршак)).
Переводчица и автор литературно-критических очерков (с
1904 г. Журнал «Весы»)
Поэтесса (первая публикация в 1907 г. В символистском
…Пусть иной, синея, манит неминучий.
альманахе «Цветник Ор», затем эти стихи перепечатаны в
сборнике «Стихотворения», 1910 г.). «Полусафические
строфы», сонеты, после 1917-1918 гг. простые и лаконичные
стихи.
И в конце дороги - пелена спадает,
И на перевале – все былое тает,
И в часы заката – солнце проливает
Золото на землю.
Если это старость – я ее приемлю.

4. «Стихийная» лирика как характерный пример русского символизма

Женщина там на горе сидела,
Ворожила над травами
сонными…
Ты не слыхала? Что шелестело?
Травы ли, ветром склоненные…
То струилось ли море колоса?
Или женские вились волосы?
Ты не видала?
К утру родилось в глуби
бездонной
Море-дитя,
Очи раскрыло, зрит полусонно
Вверх на меня.
Судак. Вид на Крепостную гору.
Начало века.

5. «И в каждый миг совершается чудо…» Любовь…

И в каждый миг совершается
чудо,
Но только понять его нельзя,
Стекаются золота искры оттуда,
Как капли лучистого дождя.
Порой мелькнет за тяжелым
покровом
Ведущая прямо вверх стезя,
Такая светлая, как Божье слово,
Но как к ней пройти – узнать
нельзя.
И в каждый миг люди празднуют
скрыто
Восторг умиранья и рождества,
И в каждом сердце, как в храме
забытом,
Звучит затаенно речь волхва.
(посвящается Д.Ж.)
Д.Е.Жуковский. 1905 год.

6. Счастье

«Дева, тихая Дева!
Что ты все дома
днюешь?
Днюешь дома,
ночуешь?»
- Счастье мне
прилучилось.
Счастьем душа
осенилась.
Надо с ним дома сидеть,
Дома терпенье
терпеть…
А.К.Герцык с сыновьями:
младшим Никитой и старшим
Даниилом. 1914 год.

7. София Яковлевна Парнок (Парнох) (30 июля 1885 – 26 августа 1933)

«Мы – те, кому на долю выпало печальное счастье быть
последними в роде» (С.Парнок)
«Она входит в число лучших поэтов русского Серебряного
века» (Е.Калло)
«У Парнок был музыкальный дар…именно через музыку она
ощущала мир. К ее стиху приложимы собственно музыкальные
характеристики: длительность, модуляции, смена лада, рифма
звучит то в терцию, то интервал меняется, вибрация
утонченного ритма…» (Е.Калло)
Где море? Где небо? Вверху ли, внизу?
По небу ль, по морю ль тебя я везу,
Моя дорогая?
Отлив. Мы плывем, но не слышно весла,
Как будто от берега нас отнесла
Лазурь, отбегая.

8. «Она умела оживлять стертые клише»

С.Я.Парнок. 1907-1908 гг.
1911 г. Критик и рецензент
под псевдонимом Андрей
Полянин
1913 г. Постоянный
сотрудник журнала
«Северные записки» и
газеты «Русская молва».
1916 г. Сборник
«Стихотворения». Слияние
классических и новых
художественных форм.
1922 г. Книга стилизаций
«Розы Пиерии»; 1923 г. «Лоза».
1926 г.»Музыка»; 1928 г.
«Вполголоса».
Неизданное: «Большая
Медведица» и «Ненужное
добро».

9. «Родина души» Парнок - Судак

Годы, проведенные в Судаке, были для поэтессы
одновременно трудными и прекрасными: именно там
начался расцвет поэзии Парнок, там написаны стихи, без
которых ее творчество многое потеряло бы:
Тень от ветряка
Над виноградником кружит.
Тайная тоска
Над сердцем ворожит.
Снова темный круг
Сомкнулся надо мной,
О, мой нежный друг,
Неумолимый мой!

10. Поликсена Сергеевна Соловьева (20 марта 1867 – 16 августа 1924). Неповторимое лицо Серебряного века

П.С.Соловьева. Конец
1890-х годов.
«Наружностью
совсем некрасива, но
лицо очень
симпатично.
Прекрасное
выражение глаз» (из
воспоминаний
Е.О.КириенкоВолошиной.
Тебе несу дары, печальный и
убогий,
И скучен гордому весь блеск
даров иных.
В душе горит огонь мой строгий
И плавится мой стих.
И я всегда один: средь пыльных
сел в долине
И на лесной тропе, и на верху
горы Один от века и доныне
Тебе несу дары.
Но если б мог взлететь над
облачною кручей,
Не выбрал бы и там Тебе даров
светлей:
То золото моих созвучий
В огне любви моей.

11. Автограф стихотворения П.Соловьевой «Власть дождя». Из альбома П.Соловьевой (Пушкинский Дом)

12. Крым, хоть и любимый, стал для нее местом «заточения». Еще летом 1916 г. Соловьева приехала в Коктебель, но задержалась здесь

на несколько революционных
лет…

13. Большая часть сборника «Последних стихов» написана в крымские годы…

Где-то замирают голубые шумы
Ласкового моря в жаркой
тишине.
Облака вздымились и плывут,
как думы,
Золотые думы о грядущем дне.
В сердце умирают темные
печали…
Что это – мгновений
непрерывный звон,
Или то цикады тишину заткали
Золотым бряцаньем здесь со
всех сторон?

14. Черубина де Габриак – блистательная мистификация в русской культурной жизни начала 20 века

Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве
Васильева) (31 марта 1887 – 5 декабря 1928)
Псевдоним родился в 1909 году в Коктебеле:
«Габриак был морской черт, найденный в Коктебеле, на
берегу, против мыса Мальчин. Он был выточен волнами
из корня виноградной лозы и имел одну руку, одну ногу
и собачью морду с добродушным выражением лица. Он
жил у меня в кабинете, пока не был подарен мною
Лиле…Имя ему было дано в Коктебеле» (М.Волошин)
«Габриах» имя из «Демонологии» Бодена – бес,
защищающий от злых духов.
Имя Черубина от имени ангела-стража Херувима и по
имени героини рассказа Б.Гарта «Тайна Телеграфного
Холма».

15. «Я иногда стала думать, что я – поэт»…

Где Херувим, свое мне давший
имя,
Мой знак прошедших дней?
Каких фиалковых полей
Касаешься крылами ты своими?
И в чьих глазах
Опять зажег ты пламя,
И в чьих руках
Дрожит тобой развернутое
знамя?
И голосом твоим
Чьи говорят уста, спаленные
отравой?
Кого теперь, кого ведешь за
славой?
Скажи мне, Херувим?
Черубина де Габриак
(Е.И.Дмитриева). 1910-е годы

16. «У меня странная душа…»

«Самым близким человеком,
встреченным Черубиной на
земле» (Е.Калло) был Макс
Волошин.
«У меня странная душа, Макс, и
никто, кроме тебя, не
приоткрывал ее. Тебе это
просто было дано, потому что
ты имел ключи: искусство.
«Черубина» никогда не была
для меня игрой…»
(Е.Дмитриева)
Переписка их продолжалась до
ее смерти.
«Макс, ты выявил во мне на миг
силу творчества, но отнял ее от
меня навсегда потом».
В июне 1907 года в Париже
Дмитриева познакомилась с
Н.С.Гумилевым: «Он был еще
совсем мальчик, бледное,
манерное лицо…в руках он
держал небольшую змейку из0
голубого бисера. Она меня
больше всего поразила».
Осенью 1909 года произошла
дуэль между Волошиным и
Гумилевым из-за Черубины.
В ее стихах образ Анатолия
Гранта (парижский псевдоним
Гумилева) навсегда остался
образом утраченного
возлюбленного.

17. «Вспомнит со временем кто-нибудь, верь, и нас…(Сафо)

Аделаиды Герцык не стало 25 июня 1925 года. Она
умерла и похоронена в Судаке, но могила ее не
сохранилась: старое судакское кладбище было
снесено.
София Парнок умерла 26 августа 1933 года под
Москвой, в селе Каринском. Похоронена на немецком
кладбище в Лефортово.
Поликсена Соловьева скончалась 16 августа 1924
года, похоронена среди семейных могил на кладбище
Новодевичьего монастыря.
Елизавете Ивановна Дмитриева умерла 5 декабря
1928 года. Ей был 41 год. «Я вернулась, я пришла
живая, только поздно, - город мой убит…»

18. Презентация подготовлена по материалам исследований Е.А.Калло и Т.Н.Жуковской

«Однажды, в результате поисков,
может быть найден по-настоящему
большой поэт» (Е.Калло)
English     Русский Правила