Методическое обеспечение изучения темы «Эскиз русского народного костюма»
1.91M
Категория: ПромышленностьПромышленность

Эскиз русского народного костюма

1. Методическое обеспечение изучения темы «Эскиз русского народного костюма»

Составлен: Шебаршовой Ольгой Юрьевной
Для обучающихся сыктывкарского колледжа сервиса и
связи по специальности
260903.51 «Моделирование и конструирование швейных
изделий»
Сыктывкар 2015

2.

Народный костюм – значительная область
каждой
традиционной
национальной
культуры,
обладающая как широтой и
глубиной
культурных и
художественных связей, так и
богатством форм выражения.
Цель:
Обучение студентов сыктывкарского колледжа сервиса и связи по
специальностям 260903.51 «Моделирование и конструирование
швейных изделий», последовательности
выполнения эскиза русского
народного костюма (Нижегородская губерния).
Задачи: 1. Познакомить с историей русского народного костюма.
2. Познакомить с конструктивными особенностями кроя русского
народного костюма.
3. Познакомить с основами композиции эскиза русского народного
костюма.
4. Освоить последовательность выполнения эскиза русского
народного костюма.

3.

II. Планирование раздела занятия по теме
«Эскиз русского народного костюма»

п/п
Тема занятия
Всего часов
Теоретическ
ие занятия
Практически
е занятия
Самостоятел
ьная работа
I
Занятие в музее
(отдел этнографии
НМРК).Знакомство с
историей русского
народного костюма.
4
-
2
2
II
Выполнение рисунка
в карандаше.
2
-
2
-
III
Выполнение работы
в материале (в
технике акварели).
2
-
2
-
IV
Общее количество
часов
8
-
6
2

4.

1. Занятие в музее (отдел этнографии НМРК).
Знакомство с историей русского народного костюма
Цель:
Выполнение натурных набросков русского народного костюма (крой,
конструкция, элементы орнамента, цвет).
Содержание занятий.
Задачи: 1. Дать необходимые сведения о народном костюме, познакомить
студентов с особенностями костюма (метод экскурсии).
2. Развивать логическое мышление, внимательность в изучении объекта,
изобразительную активность и умение анализировать.
3. Воспитать интерес, любовь и уважение к своей родине,
эстетические и духовно-нравственные качества.
Методы: 1. Беседа (экскурсия).
2. Работа с источником (сделать рабочие эскизы русского народного костюма).
Оборудование и материалы:
1. Цветные карандаши и мелки.
2. Бумага для набросков.

5.

Рекомендации:
1. Зарисовать общую форму костюма.
2. Зарисовать конструктивные особенности кроя русского народного
костюма.
3. Зарисовать фрагменты участка ткани или орнамента.
4. Копирование цвета (на эскизах отобразить цвет используемый в
костюме).
5. Домашние задание: доработать рабочие эскизы, выполненные в музее.

6.

2. Выполнение рисунка в карандаше
Цель:
Выполнение рисунка эскиза русского народного
костюма на фигуре человека в карандаше.
Задачи: 1. Закрепить этапы построения фигуры человека и
костюма на ней.
2. Развитие умений работать простым карандашом.
3. Воспитать аккуратность и эстетичность в студенте.
Методы: 1. Инструктаж по выполнению задания.
2. Самостоятельная работа над эскизом под контролем
преподавателя.
Оборудование и материалы:
1. Карандаши Т, ТМ, М, 2М.
2. Бумага формата А3.

7.

Рекомендации:
1. Проверить и уточнить пропорции всех
деталей костюма и кроя между собой и по
отношению ко всему эскизу в целом.
1.1 Пропорции большой формы:
• соотношение головы к росту взрослого
человека колеблется приблизительно от 1:7,2
до 1:8;
• рост человека соответствует расстоянию
размаха руки;
• рост человека делиться на две равные части;
• грудная клетка – одна из основных
формообразующих частей тела человека, ее
высота определяется размером головы с
шеей;
• высота таза соответствует высоте головы;
• длина руки соответствует трем высотам
головы;
• конец среднего пальца при опущенной руке
доходит до середины бедра [5].

8.

2. Определиться с последовательностью
построения рисунка русского
народного костюма на фигуре.
Рисунок выполняется на
тонированной бумаге с последующим
переводом на основной формат А3.
2.1. Наметить условнопропорциональную схему фигуры:
А) положение осевой линии; основных
конструктивных линий фигуры
(линии плеч, груди, талии, бедер,
середины бедра, колена, середины
голени, стопы) в соответствии с
воображаемой линией горизонта.
Б) Наметить очертание силуэта
туловища. Отобразить направление
верхних и нижних конечностей
соответственно характеру движения.
В) Прорисовать основные участки тела,
верхние и нижние конечности, кисти
рук и ступни.
2.2. Наметить рисунок костюма на модели
в соответствии с заданным силуэтом
(прямой, полуприлегающий, приталенный)
и характером движения.
А) Провести разметку силуэта по
горизонтали и вертикали.
Б) Наметить контурное очертание деталей и
элементов костюма.

9.

3. Выполнение работы в материале (в технике
акварели)
Цель: Выполнение эскиза русского народного костюма в
цвете.
Задачи 1. Закрепить этапы последовательности в работе с
красками.
2. Сформировать умения и навыки в смешивании красок.
3. Добиться в работе колористического единства и образа.
Методы: 1.Инструктаж по выполнению задания.
2. Самостоятельная работа над эскизом в цвете под
контролем преподавателя.
Оборудование и материалы:
1. Акварельные краски и кисти.
2. Палитра.

10.

Рекомендации:
Для работы рекомендуется использовать метод
лессировки. Этот метод нанесения слоев краски
называется «мокрым-по-сухому», потому что
каждый слой должен полностью высохнуть до
того, как на него будет положен следующий. Это
«классическая» акварельная техника. Когда
каждый слой краски высыхает, он формирует
четкие края – границы. Эти границы один из
плюсов детали живописи «мокрым-по-сухому»,
поскольку они добавляют всему изображению
живую энергию.
Успех метода зависит от тщательного
планирования. Не стоит накладывать слишком
много слоев краски. Как правило, следует
ограничиваться тремя размывками, поскольку в
ином случае краска теряет чистоту, становясь
грязной[3].

11.

IV. Терминологический словарь
Александринка (александрийка) – праздничная мужская рубаха из красной
хлопчатобумажной ткани.
Ворварка – основание кисти яйцевидной или круглой форм, оплетенное нитями
(шерстяными, шелковыми или металлическими) или обнизанное бисером.
Гайтан – женское нагрудное украшение в виде длинной тканной полосы, украшенной
бисером, иногда вышивкой, или длинной, низанной из бисера полосы. Внизу подшивались
медная иконка, крест, медальон.
Галун – золотая или серебряная лента узорного качества для отделки одежды, головных
уборов.
Кисея – очень тонкая, прозрачная, хлопчатобумажная ткань фабричного производства.
Кожанки – кожаные сапоги.
Колты – серьги.
Коротена – плечевая женская одежда.
Коты – башмаки.
Кушак – пояс.
Плат – платок.
Подоплека – холщовая ткань, которой подбивались изнутри мужские рубахи, сарафаны.
Подстава – нижняя часть рубахи.
Повойник – мягкая шапочка, сшитая из холста, имеет донце.
Онучи – принадлежность женского и мужского костюма – обертки для ног,
использовавшиеся с лаптями. Изготавливались из грубого холста или сукна домашнего
изготовления.
Штоф – фабричная шелковая плотная ткань с одноцветным узором. Использовалась для
шитья праздничной одежды, головных уборов.

12.

V. Список литературы
1. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия./ Авт.сост. Н.Соснина, И.Шагина.-СПб.,2001-168с.
2. Художественно-педагогический словарь./ Авт.-сост. Н.К.Шабанов,
О.П.Шабанова, М.С.Тарасова, Т.Д.Пронина.-М.,2005.
3. Акварель. Полный курс./ Авт. Стен Смит. перевод. ТОО «Внешсигма». М., 1998.
4. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей./ Авт.
Н.В.Одноралов. Просвещение. - М., 1983-144с.,ил.
5. Основы учебного академического рисунка./Авт. Н.Ли.-М.,1998-478с.
6. Рисунок и живопись./Авт. Ю.М. Кирцер. Высшая школа.-М.,1998-270с.
7. Русский народный свадебный костюм./Авт. С.В. Горожанина, Л.М.
Зайцева. - М., 2003-128с.
English     Русский Правила